Путеводная «Звезда»
Как «Роснефть» создает флот для развития Крайнего Севера России
Запасы нефти в российском Заполярье составляют 7,3 млрд тонн, природного газа — около 55 трлн кубометров. Но их промышленное освоение немыслимо без современного флота, способного круглый год работать в суровых условиях Северного Ледовитого океана. О том, каким будет этот флот, который уже строится на верфях судостроительного комплекса «Звезда» в Приморье, — в первом материале мультимедийного проекта «ФедералПресс», посвященного этому уникальному предприятию.
«Сейчас важно как можно быстрее выйти на решение главной стратегической задачи — начать выпуск полноценной линейки средних и крупнотоннажных судов и морской техники», — призвал в 2017 году президент Российской Федерации Владимир Путин, выступая на церемонии закладки четырех судов и запуска в эксплуатацию тяжелого достроечного стапеля на ССК «Звезда».
президент Российской Федерации
Владимир Путин
Сегодня можно с уверенностью говорить, что поручение президента выполнено. «Звезда» располагает портфелем заказов из 56 судов, 28 из них предназначены для «Роснефти». В продуктовой линейке предприятия — суда водоизмещением до 350 тыс. тонн, морские буровые платформы, атомные ледоколы и суда ледового класса, крупнотоннажные транспортные суда, включая танкеры-газовозы, специальные суда и другие виды морской техники любой сложности, характеристик и назначений, в том числе техника, которая ранее в России не выпускалась в связи с отсутствием необходимого промышленного оборудования. Некоторые из этих судов уже спущены на воду, какие-то еще только строятся или будут строиться в ближайшие годы. Но все они займут достойное место в строю, который отправится на покорение ледовых просторов.
Танкеры «Афрамакс»

Для вывоза нефти заполярных месторождений необходима соответствующая техника — танкеры ледового класса. В портфеле ССК «Звезда» 12 таких судов, 10 из которых заказаны «Роснефтефлотом». Головное судно серии, «Владимир Мономах», с января 2021 года уже приступило к работе. В начале сентября на воду был спущен второй танкер этого класса. Сейчас он проходит швартовый этап испытаний – проверяется работа всех систем и оборудования, идет подготовка к ходовым испытаниям, после которых судно будет передано заказчику. В настоящий момент в цехах и на стапеле предприятия ведется изготовление и сборка шести танкеров типа «Афрамакс».

Танкеры проекта 114К, которые строятся на «Звезде», могут перевозить по 114 тыс. т нефти или нефтепродуктов за один рейс и имеют ледовый класс ICE-1A. Силовая установка судна способна работать как на традиционном топливе, так и на природном газе, что особенно важно для сохранения северной природы.
«Серийное строительство «Афрамаксов» в России — это и показатель технологического роста, производственного, кадрового потенциала судостроительной промышленности, и вопрос национальной безопасности и независимости».
главный исполнительный директор ПАО «НК «Роснефть»
Игорь Сечин
Суда снабжения
В декабре 2020 года со стапелей ССК «Звезда» сошло первое отечественное многофункциональное судно снабжения усиленного ледового класса Icebreaker7 «Катерина Великая». Всего по заказу «Роснефти» будет построено четыре таких судна. Они предназначены для неограниченного района плавания, в том числе в экстремально холодных водах, и предназначены для доставки грузов на морские буровые платформы, ледокольного обеспечения, буксировки судов и морских объектов.

«Это судно, которое проложит свой путь по Северному морскому пути и будет делать то, что наметила Россия много лет назад. Три года назад президент России Владимир Путин сказал, что потенциал завода «Звезда», его коллектив может не только выполнять планы, но и перевыполнять. И спуском второго корабля в этом году вы это доказали. Уверен, что те планы, которые есть у судоверфи «Звезда» и у Российского государства по прокладке Северного морского пути, завод выполнит с честью».
губернатор Приморского края
Олег Кожемяко
Атомный ледокол «Лидер»
Особое место в ряду продукции ССК «Звезда» занимает атомный ледокол проекта 10510 «Лидер». Судно, спроектированное ЦКБ «Айсберг», предназначено для круглогодичной проводки на всем протяжении Северного морского пути крупнотоннажных транспортных судов дедвейтом более 100 тыс. т и шириной более 50 м.
Согласно требованиям Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, ледокол должен иметь следующие характеристики:
толщина льда, преодолеваемого непрерывным ходом с минимально-устойчивой скоростью 1,5–2 узла должна составлять 4,3 м (наибольшая 5,0 м);
скорость хода по льду толщиной 2 м — не менее 12 узлов;
автономность судна по запасам провизии — 8 месяцев;
численность экипажа — 127 человек;
назначенный срок эксплуатации — 40 лет.
Особая необходимость в мощных современных ледоколах для эффективного освоения Северного морского пути диктуется особенностями этой морской артерии, рассказывает участник создания концепции освоения заполярных территорий России, советник председателя Союза нефтегазопромышленников РФ Рустам Танкаев.
«СМП — не конкретная трасса, а довольно широкий коридор. Чем севернее вы можете провести корабль, тем большим тоннажем он может обладать. Например, по южному направлению из-за небольших глубин максимальный дедвейт судна составляет 70 тыс. т, что для танкера довольно мало. Есть северный вариант поставки, где можно проводить танкеры до 100–150 тыс. т. Но там гораздо хуже ледовая обстановка, поэтому для проводки судна нужен ледокол», — говорит эксперт. Напомним, что ширина создаваемых «Звездой» «Афрамаксов» составляет 44 м, а дедвейт — 114 тыс. т.
председатель Союза нефтегазопромышленников РФ
Рустам Танкаев

Двигательная установка РИТМ-400, разработанная для судов проекта 10510 нижегородским АО «ОКБМ Африкантов», имеет тепловую мощность 315 МВт, что почти в два раза больше, чем у ее предшественника, РИТМ-200 (175 МВт). Отработанные во ФГУП «Крыловский государственный центр» обводы корпуса и мощность на винтах в 120 МВт обеспечат ледоколу недостижимую для других судов проходимость во льдах.

Первый «Лидер», получивший имя «Россия», уже строится на стапелях ССК «Звезда». Постановление правительства о его строительстве было подписано 15 января 2020 года, а уже 23 апреля корпорация «Росатом», назначенная единственным заказчиком судна, и ССК «Звезда» подписали соответствующий контракт. Старт строительству «России» был дан 5 июня, когда состоялась первая резка металла для будущего ледокола.

На Северном морском пути ледоколы — это основной инструмент, поддерживает Танкаева Алексей Безбородов, генеральный директор аналитического портала InfraNews. «Строительство подобной техники дает России, как единственной державе, обладающей атомным ледокольным флотом, большое преимущество. Неудивительно, что их созданием занялась именно «Роснефть» — компания реализует гигантский проект на Таймыре и больше всех нуждается в таких судах», — отмечает Безбородов. (подробнее о роли «Звезды» в освоении новых проектов «Роснефти — во второй части этого ММП, ссылка)
Танкер-челнок ARC6
В продуктовой линейке ССК «Звезда» присутствуют и другие суда, необходимые для эффективного освоения районов Крайнего Севера. Танкер-челнок ледового класса ARC6 дедвейтом 69 тыс. т способен самостоятельно ходить по акваториям полярных морей во льдах толщиной до 1,1 м в зимне-весеннюю навигацию и до 1,7 м в летне-осеннюю. Танкер-продуктовоз типа MR предназначен для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов в неограниченных районах плавания. Как и «Афрамаксы», судно имеет двухтопливную силовую установку и может работать на природном газе.

ССК «Звезда – единственное российское предприятие, получившее лицензию на строительство СПГ-газовозов. Ледокольный танкер-газовоз СПГ класса ARC7 может передвигаться во льдах толщиной до 2,1 метра. Это одно из самых сложных в постройке инновационных судов, каждое из которых будет иметь вместимость более 172 тыс. кубометров и будет оборудовано тремя уникальными винторулевыми колонками, производство которых также ведется на территории ССК «Звезда» на совместном предприятии НК «Роснефть» и компании General Electric «Завод ВРК «Сапфир». «Роснефть» – одна из двух компаний в мире, обладающих технологиями строительства ВРК.

Еще одна отличительная особенность судов этой серии – система хранения СПГ мембранного типа Mark III, лицензию на строительство которой судоверфь также получила впервые в стране, успешно пройдя аудит французской инжиниринговой компании Gaztransport & Technigaz (GTT).

Контракты на строительство 15 газовозов ледового класса ARC7, предназначенных для вывоза груза с завода «Арктик СПГ-2», были заключены ССК «Звезда» и компаниями группы ВЭБ.РФ в декабре 2019 – июле 2020 года. Головное судно серии было заложено в июне 2021 года. А недавно, 10 декабря, «Звезда» сообщила о закладке уже третьего танкера-газовоза. Он получит имя родоначальника российской индустриализации Сергея Витте.

В сентябре стало известно и о новом ледоколе, который будет строиться на Дальнем Востоке. «Росатом», «Норникель» и «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС, входит в «Роснефть») в рамках VI Восточного экономического форума подписали соглашение о сотрудничестве при создании двухтопливного дизель-СПГ-ледокола. Ледокол будет обеспечивать проводку судов, работающих на проектах «Норникеля» на полуострове Таймыр, а также на западе акватории Севморпути. Силовая установка судна, как предполагается, будет работать и на дизельном, и на газомоторном топливе, что обеспечит ледоколу высокие экологические характеристики.
«Северный морской путь — не просто транспортная артерия. Это проект, который позволяет России загрузить целый ряд предприятий и совершенно по-другому выстроить логистику грузоперевозок. Особенно это важно в условиях, когда целый ряд зарубежных стран нас всячески блокируют. Поэтому важность этого проекта для нашей страны трудно переоценить.
председатель Союза нефтегазопромышленников РФ
Рустам Танкаев
Северный морской путь — это и развитие удаленных районов, многие из которых последний раз имели возможность для этого еще при советской власти. Естественно, чтобы его развивать, нужен современный флот. Многие российские верфи находятся в плачевном состоянии, они были построены и модернизировались много десятков лет назад. Конечно же, новая верфь «Звезда», которую строит «Роснефть», — проект крайне необходимый и с технологической точки зрения, и с точки зрения развития Дальнего Востока, и для Северного морского пути. Краны, доки и другое новейшее оборудование, которое установлено и уже используется на «Звезде», дает возможность строить такие суда, которые не способно создать ни одно другое российское предприятие».
Судостроительный комплекс «Звезда» должен стать первым в России, который сможет строить суда большого дедвейта, в том числе нефтетанкеры и газовозы, методом крупноблочной сборки. ССК создается консорциумом компаний во главе с НК «Роснефть» по поручению президента России В. В. Путина. Портфель заказов уже насчитывает 56 судов; пилотную загрузку комплексу обеспечивает «Роснефть», разместившая на судоверфи заказ на 28 судов. В линейку войдут суда водоизмещением до 350 тыс. тонн, элементы морских платформ, суда ледового класса, коммерческие суда для транспортировки грузов, специальные суда и другие виды морской техники, в том числе техника, которая ранее в России не выпускалась.
● Подготовка текста: Юлия Литвиненко ● Дизайн и верстка: Алина Закусина ●
Видео: РИА «ФедералПресс» ● Фото: «ФедералПресс»