Развитие общественного транспорта в Челябинской области
из тупика в лидеры
Глобальное обновление общественного транспорта, начавшееся с Челябинска, быстро распространяется по всему региону. Ежемесячно жители области совершают около 24 миллионов поездок, и все они, конечно, заметили изменения — старые маршрутки уступают место новым комфортабельным автобусам, а изношенные троллейбусы и трамваи практически заменены современными моделями. Область в последние годы уверенно демонстрирует высокие темпы обновления общественного транспорта, а в планах — строительство новых трамвайных путей, запуск первого маршрута метротрама в южноуральской столице и очень многое другое.
С чего все начиналось
Губернатор Алексей Текслер еще в 2019 году поставил важной задачей обновление общественного транспорта во всем регионе. То, что эта отрасль нуждается в переменах, ни у кого не вызывало сомнений. Проблемы в ней копились десятками лет — новая техника не закупалась, а старая все больше ветшала. Особенно остро это чувствовали жители крупных городов. В Челябинске, например, пассажиров возили дряхлые, еще советские пазики. Водители отказывались от работы на них из-за частых поломок, и к дефициту техники добавился дефицит кадров. Были случаи, когда из 200 автобусов, которые должны выйти на линию, 90 оставались в гараже. Не лучше ситуация обстояла с троллейбусами и трамваями. А маршрутки как общественный транспорт в городе-миллионнике себя, увы, не оправдали, перегрузив улицы и сильно снизив качество перевозок.
Глобальное обновление
Губернатор Алексей Текслер приступил к формированию новой модели работы общественного транспорта. В самом начале пути концепция развития включала в себя лишь покупку новых машин. Так, с 2019 года были приобретены или модернизированы 740 единиц общественного транспорта. В этом году планируется к приобретению еще 630 единиц, в том числе 408 автобусов, 153 троллейбуса и 69 трамвайных вагонов.
При этом регион не только приобретает транспорт, но и работает над созданием собственного производства — трамвайного в Усть-Катаве, троллейбусного в Челябинске. Реализовать столь масштабное обновление позволили увеличение финансирования маршрутов по регулируемому тарифу в соответствии с методикой Минтранса РФ и инструменты «инфраструктурного меню». Челябинская область заняла лидирующие позиции по применению инфраструктурных бюджетных кредитов непосредственно для обновления подвижного состава и инфраструктуры общественного транспорта.
Также новая модель подразумевает и решение проблемы регулярного пассажирского сообщения между Челябинском и его пригородами. Мегаполис перерос свои границы, и потребовался другой подход к построению системы перевозок. Поэтому губернатор передал контроль над общественным транспортом Челябинска, Копейска и Сосновского района министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области до конца 2046 года.
Уверен, тот импульс, который инфраструктурные проекты дают для развития города, городской среды, создания комфортных условий для проживания наших граждан, — это задел на многие годы вперед. Проект отвечает на многие вызовы и тенденции, способствует развитию всей Челябинской агломерации. Потому что город разрастается, и мы также за счет модернизации и новых технических транспортных решений создаем транспортную сеть и делаем город более мобильным, более удобным для проживания.
Алексей Текслер
губернатор Челябинской области
То, без чего нельзя
Однако транспортная реформа Текслера заключается не только в обновлении подвижного состава. Если ограничиться лишь закупкой троллейбусов, автобусов и трамваев, со временем все вернется туда, откуда начали, а именно в тупик. Новый транспорт через 10 лет снова станет старым и уедет умирать под забор.

Поэтому транспортная реформа в Челябинской области состоит из четырех основных блоков. Подробно об этом рассказал заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Александр Егоров. По его словам, обновление непосредственно самого состава — это первое, но отнюдь не главное, хотя, безусловно, самое заметное. Чтобы реформа состоялась и жители области навсегда забыли про тоскливое ожидание на остановках, забитые битком автобусы и непредсказуемое повышение цен на проезд, нужно, чтобы функционировали все четыре блока.
Если с обновлением транспорта все понятно, то остальные блоки требуют расшифровки. Развитие маршрутной сети — это про выстраивание в городах магистральных маршрутов, то есть тех, по которым ездят большинство людей. Чтобы не забиваться толпой в один автобус, доказывая свое право на проезд прежде всего силой, необходима минимизация маршрутов малого класса и переход к большим автобусам. А также интеллектуальная транспортная система, которая позволяет контролировать правила выполнения перевозок. К слову, до 2022 года никакого контроля вообще не было. Сейчас есть единая система маршрутов, при которой видно, сколько километров проехал транспорт, и можно штрафовать перевозчиков за несоблюдение расписания движения и желание схалтурить.
Следующее важное направление — это билетное меню. Здесь главные задачи: до конца 2025 года перевести большую часть маршрутов на регулируемый тариф (чтобы перевозчики не могли задирать цены по своему желанию), дать людям возможность платить по безналу (вывести рынок перевозок из финансового сумрака) и существенно экономить на проездном, который распространяется на все маршруты. Также началась работа по созданию мобильного приложения, чтобы для оплаты нужна была не транспортная карта, а просто телефон. Для удобства пассажиров планируется включение Копейска и Сосновского района в единую билетную систему и последующее создание безлимитного месячного проездного для Челябинской агломерации.
Четвертый блок касается модернизации транспортной инфраструктуры — это новые остановки, выделенные полосы, пересадочные узлы, улучшение пешеходной зоны и оптимизация парковочного пространства. Многие челябинцы почувствовали выполнение задачи собственными ногами, когда пропала необходимость карабкаться с остановки на высокие подножки трамвая. Больше всего это облегчает жизнь пенсионерам, мамам с колясками, инвалидам — они могут попросить водителя открыть аппарель и помочь им заехать в транспорт. До появления современных высоких трамвайных платформ такой возможности просто не существовало. А сейчас их уже обустроено в Челябинске больше 60 штук.
Выделенные полосы для транспорта позволяют приехать к месту встречи быстрее, благодаря чему скорость перемещений на общественном транспорте постепенно приближается к скорости поездки на машине. Челябинская пенсионерка Юлия Павлова рассказала, что когда у нее заболел внук, то она прибыла в больницу на автобусе даже раньше его родителей. «Пока они там по пробкам, я буквально за 20 минут проехала это расстояние. Слава богу, с ребенком все хорошо оказалось», — говорит она.
Модернизация трамвайной инфраструктуры
Магистральным транспортом концепции развития выбран трамвай. На электрический рельсовый транспорт сделана особая ставка. Трамвай экологичен и разгружает плотный трафик на дорогах, при этом вмещает больше пассажиров, чем автобус.
По трамваям начали восстанавливать сцепки. В свое время были преимущества трамвая в том, что у него могут сцепляться вагоны. Когда едет один вагон, это, по сути, чуть больше, чем автобус, а когда два вагона, это уже минимум в полтора раза пассажиров больше, чем поместилось бы в автобусе. Но это преимущество трамвая было потеряно в предыдущие годы. Начали его возрождать и возвращаться обратно к сцепкам. Около десяти вагонов уже сцеплены, а в следующем году планируется до 20 сцепок пустить по магистральным маршрутам в часы пик.
Александр Егоров, заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области
Трамвайный парк в регионе долгое время фактически не обновлялся. В 2000-х годах купили восемь вагонов, а в 2014 году — еще один. Остальной подвижной состав с 30-летним стажем грозил в любой момент стать неподвижным. Но проблемой занялись серьезно, и с начала обновления трамвайного парка один только Челябинск получил уже более ста сорока современных трамваев различных моделей. Самое большое обновление произошло в прошлом году, когда в город прибыли новые низкопольные трамваи модели 71-628 производства УКВЗ. В вагонах увеличено число мест для сидения: было 33, стало 38. Еще новый транспорт оборудован валидаторами, датчиками пассажиропотока, USB-розетками, кондиционерами, видеонаблюдением, вагоны адаптированы для маломобильных пассажиров. А выглядят модели по сравнению со старыми трамваями как космолеты из будущего.
До конца 2024 года в город будут поставлены еще 56 вагонов, а общее число новых современных вагонов (с низком полом и кондиционером) перевалит за 200 единиц, что станет лучшим показателем в стране среди нестоличных городов. Дальше в 2025 году начнутся поставки первых трехсекционных двухголовых вагонов для будущего «Метротрамвая».
Получил новые трамваи не только Челябинск. Парк в Магнитогорске, где разветвленная трамвайная сеть охватывает весь город, тоже обновлен. К концу этого года в городе будут ездить 124 новых трамвая. В будни на 30 городских маршрутов выходит 115–120 трамваев, в выходные — 76. Старых вагонов остались буквально единицы. Дальше городу предстоит заняться сокращением дублирования маршрутной сети, оптимизацией билетного меню и совершенствованием инфраструктуры — проведением физического обособления трамвайных путей и модернизацией всех остановочных платформ по современным стандартам. После этого трамвайные маршруты станут доступны для маломобильных граждан. Работы еще очень много.

В Златоусте обновление парка идет в рамках капитально-восстановительных ремонтов. Новые вагоны, покрашенные по черно-красной схеме, прекрасно смотрятся на фоне горных пейзажей города.
Трамвайные пути
Зачем нужен ремонт трамвайных путей? Чтобы пассажирам было комфортно ехать, чтобы вагон не сходил с рельсов, не стучал по стыкам и так далее. За три года в Челябинске удалось отремонтировать 27,4 километра одиночных путей. В среднем получается по 10 километров в год. И это очень много, если сравнить с другими городами. К примеру, третий город России по численности, Новосибирск, и то ремонтирует по одному-два километра в год.
Сейчас в Челябинске завершен ремонт на узле Каслинский, практически закончен на улице Цвиллинга у площади Революции. Завершается ремонт на Теплотехническом институте, на улице Черкасской, подходят к концу работы на Свердловском проспекте, на ЧМК строится второе дополнительное кольцо и финишируют работы по улице Чичерина.

При этом в южноуральской столице с прошлого года стали класть бетонные плиты со специальной прокладкой при ремонте трамвайных путей. Это позволяет преодолевать стыки путей без скачки и грохота. Ездить стало приятно, новшество введут на всех перекрестках, где это технически возможно. А еще идет ремонт трамвайных узлов, планируется автоматизация и подогрев стрелок на случай заморозков.
Троллейбусная концессия
В советское время Челябинск был «троллейбусным городом». Пассажиропоток составлял 200 миллионов человек в год, но за последние 20 лет снизился в 6,7 раза, а количество маршрутов сократилось в полтора раза. Во времена «дорожной революции» было закрыто два из трех троллейбусных депо. Но сейчас власти возрождают популярность троллейбусов в южноуральской столице. К тому же машины с возможностью автономного хода решат проблему с транспортной доступностью новых микрорайонов, которые пока лишены проводной маршрутной сети. В них установлены батареи, благодаря которым можно использовать накопленную энергию. Такой троллейбус с пауэрбанком на крыше едет до 20 км на автономном ходу без подключения к контактной сети.
Сейчас идет масштабная модернизация троллейбусной инфраструктуры. На ее развитие в Челябинской агломерации до 2025 года направят почти 15 миллиардов рублей. В октябре 2021 года правительство региона заключило концессионное соглашение с ООО «Синара — городские транспортные решения Челябинск» по созданию и использованию троллейбусной инфраструктуры сроком на 15 лет. Инвестор вложит миллиарды рублей не только в новый подвижной состав, но и в модернизацию контактной сети, тяговых подстанций, кабельных линий и депо. В итоге весь троллейбусный парк в городе-миллионнике полностью обновят. В нем будут состоять 168 единиц, из них 98 — с увеличенным автономным ходом.
Запуск первого новых троллейбусов по первому маршруту произошел в сентябре прошлого года, на дороги Челябинска вышли долгожданные троллейбусы «Синара-6254». Важно было сразу выявить их «детские болячки» — это термин транспортников при обкатке новой техники. Горожане увидели и оценили комфортный и современный подвижной состав.
При этом в рамках концессионного соглашения ведется реконструкция депо №2 и построено еще одно с нуля на улице Артиллерийской — депо №1. Последнее троллейбусное депо в России запускалось целых 23 года назад, а в Челябинской области — все 36 лет!

Комплекс может обслуживать не менее 50 новых троллейбусов, имеет в наличии современную мойку с системой водоочистки, отдельную тяговую подстанцию и цех для ремонта подвижного состава, оборудованный специальными канавами и подъемниками.
Второй троллейбусный город Челябинской области — Миасс — тоже закупает технику. Она обновлена в депо на 50 процентов. Также «Мосгортранс» бесплатно передал в собственность городу девятнадцать троллейбусов. Они низкопольные и доступны для маломобильных граждан, в том числе для родителей с детскими колясками. Все машины оформлены в едином для Южного Урала стиле с нанесением фирменного паттерна и цветовой гаммы.
Этой осенью на линии Миасса вышли еще пять новеньких полностью низкопольных троллейбусов с увеличенным до 20 км автономным ходом. Средства на них выделены из областного бюджета по поручению губернатора. Поставку выполнила «Синара — Городские машины». Троллейбусы оснащены кондиционерами, светодиодными табло для отображения информации о маршруте, системами видеорегистрации, валидаторами, медиасистемой, USB-розетками и Wi-Fi. Поставки новой техники в Миасс продолжатся и в следующем году.
Завод троллейбусов работает в Челябинске, поставляет большую часть своей продукции у нас в регионе. Это значит, что такие процессы, как поставка, отладка и запуск новых машин на линию пройдут оперативно и будут выполнены качественно. За пять лет, с 2019 по 2023 год, в муниципалитеты области поставлено 443 автобуса, 266 трамваев, 31 троллейбус. В 2024 году будет еще 630 единиц общественного транспорта, 212 уже поставлены.
Алексей Нечаев, министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области
Обновление автобусных парков
Разветвленная сеть автобусных маршрутов включает в себя междугородные, связывающие Челябинск с районными центрами, и внутригородские маршруты. За пять лет, с 2019 по 2023 год, в муниципалитеты области поставлено 443 автобуса. Для Челябинска было приобретено 370 автобусов, в том числе на природном газе, а в этом году город получит 70 автобусов большого класса и 65 — среднего.
Развивают транспорт в Челябинске за счет автобусов-гармошек, что значительно повышает их вместимость. Сейчас в городе уже ездят 12 новых «гармошек» и три переданные Москвой, они используются как резерв. Губернатором было принято решение купить сначала две новых «гармошки» за счет областного бюджета и потом десять по федеральным программам. Сейчас министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области исполняется поручение главы региона о закупе еще 15 автобусов-гармошек в течение года. Они усилят магистральные перегруженные маршруты Челябинска. Это, прежде всего, маршруты автобусов номер 64, 4 и (в будущем) 15.
По поводу автобусов большой вместимости — их уже более 300. И для всего транспорта создан единый дизайн-код, который состоит из цвета, паттерна и экипировок. Каждая наклейка согласована с дизайнерами. Также проработано переднее табло, на него выводятся только номер маршрута и конечная остановка, куда он едет. Чтобы не было никаких прокруток, мешающих восприятию, и длинных названий конечных остановок, их специально переименовали для удобства пассажиров.
На текущей стадии идет обновление автобусов среднего класса вместимости. Уже более 60 автобусов работают на линии. Это маршруты 10к, 5, 22, к ним сейчас добавился 26. В ближайшее время появится еще под сотню таких автобусов по разным маршрутам, что полностью поменяет визуальный облик города и позволит уйти от старых «газелей» и пазиков. Первый этап этой работы завершится к концу 2025 года, и тогда уже можно будет смело сказать, что качество транспорта поменялось.

В Магнитогорске в этом году вышли на линию 13 новых автобусов среднего класса и 13 закупленных в 2023-м. Этим летом город металлургов получил еще девять автобусов среднего класса VOLGABUS.
В Миассе появилось восемь новых низкопольных ЛиАЗов с просторным салоном вместимостью более 70 человек. За последние годы парк города пополнен на 12 автобусов. Еще четыре автобуса закуплены для Увельского района и два — для Уйского района. Новые автобусы среднего класса марки МАЗ — красные, как челябинские троллейбусы, — радуют жителей Златоуста.

При этом Челябинской области выделено 1,5 миллиарда рублей на обновление автобусных парков в рамках специального казначейского кредита. На эти средства закупили 131 автобус разной вместимости для 22 муниципалитетов Челябинской области — Верхнего Уфалея, Златоуста, Копейска, Магнитогорска, Миасса, Трехгорного, Троицка, Аргаяшского, Ашинского, Брединского, Варненского, Еманжелинского, Еткульского, Каслинского, Красноармейского, Кунашакского, Кусинского, Нязепетровского, Пластовского, Троицкого, Увельского муниципальных районов. Десять огромных автобусов-гармошек марки «Волгабас» предназначены для Челябинска. В целом более миллиона жителей региона получили возможность удобного, доступного и безопасного передвижения.
Сообщение между городами
Помимо автобусов между муниципалитетами региона теперь курсируют скоростные поезда. Первую «Ласточку» из Челябинска в Магнитогорск запустили еще в 2019 году. Поезд «летит» четыре часа и дважды останавливается — на станциях Троицк и Карталы-1. «Ласточка» состоит из пяти вагонов с мягкими креслами, широкими проходами и панорамными окнами с теплоизоляцией. Поезд оснащен розетками и приспособлен для проезда маломобильных пассажиров.
В 2022 году электропоезд повышенной комфортности из шести вагонов отправили по маршруту Челябинск — Миасс — Златоуст. Новый подвижной состав оборудован эргономичными сидениями с USB-портами для зарядки телефонов, системой климат-контроля и электронными информационными табло.
В прошлом году запущен «Бакальский экспресс», который соединил Челябинск и Бакал. Ранее пригородные поезда не курсировали на участке Златоуст — Бакал. Теперь жители Саткинского района могут без пересадки добраться в областной центр на комфортном скоростном поезде. «Бакальский экспресс» — это современный подвижной состав с четырьмя вагонами, эргономичными сидениями, USB-портами, кондиционером и электронными информационными табло. Кроме того, с декабря будет запущен скоростной электропоезд «Финист», следующий по маршруту Челябинск — Екатеринбург.
Реализация проекта метротрамвая
Разные главы региона пытались построить в Челябинске метро начиная с 1976 года. Реальные сдвиги произошли лишь несколько лет назад. Сначала проект был пересмотрен в части возможности максимального удешевления и его интеграции с трамвайной сетью. То есть специальные трехсекционные трамваи будут спускаться под землю, а также функционировать и на наземной части. Это обещает стать уникальным для страны транспортным проектом. Во время прямой линии президент Владимир Путин четко сформулировал, что он будет завершен. А в мае 2022 года Челябинская область получила одобрение заявки на создание «Метротрамвая».
Оставлять метро в Челябинске в том виде, в котором оно было, просто опасно, как любой незавершенный строительный объект. А чтобы законсервировать его, пришлось бы заполнить бетоном восемь километров выработок. Поэтому власти твердо намерены достраивать и вводить в эксплуатацию метротрамвай.
Правильный путь
Работа по развитию транспортной инфраструктуры в Челябинской области проведена большая, и она продолжается. При этом реформа идет постепенно — власти не стали разом отменять маршрутки и обошлись без решительных мер. Постепенно на улицах городов появляются новые трамваи и троллейбусы, работающие на газе экологичные автобусы. Свои результаты принесла и передача троллейбусных перевозок в концессию: произошла замена контактной сети, реконструкция двух депо, появление изготовленных на челябинском заводе комфортных троллейбусов нового поколения. В числе плюсов передачи полномочий миндортрансу — единое билетное меню в Челябинске и пригородах, утвержденные на областном уровне тарифы.
То, что сделано за последние годы, — это серьезный шаг вперед по обновлению общественного транспорта для всего региона. Ничего подобного не было с советских времен, и это заметно на улицах жителям. Программа большая, и я думаю, что к концу следующего года в целом на круг практически весь общественный транспорт мы обновим.
Алексей Текслер
губернатор Челябинской области
Автор проекта: Ирина Меньшикова
Дизайн и верстка: Егор Морозов
Фото: Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, правительство Челябинской области, администрация города Челябинска, администрация города Миасса.
Инфографика: Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области
Дата публикации: 26 сентября 2024 года