Русский остров — пожалуй, один из наиболее распиаренных уголков Приморья. Некогда захолустная окраина Владивостока превратилась в одну из главных точек притяжения туристов. Золотой мост, огромный университетский городок, Восточный экономический форум — за последнее десятилетие имидж Русского изменился коренным образом. В то же время, большая часть развития острова осталась лишь на бумаге. Русский остров стал братской могилой для бесчисленного множества амбициозных и фантастичных инициатив властей. Обо всем этом — в материале «ФедералПресс».
Безусловно, главной визитной карточкой острова Русский является университетский кампус Дальневосточного федерального университета — ДВФУ. Комплекс зданий построили к саммиту АТЭС 2012 года вместе со знаменитыми мостами и новыми городскими развязками. Через год в него переехали студенты и преподаватели нового вуза, созданного на базе главных приморских университетов. Впрочем, свою представительскую роль кампус не потерял. Каждую осень (само собой, за исключением нынешней) он превращается в главную экономическую и политическую площадку страны. На Восточный экономический форум слетаются первые лица множества стран, включая Китай, Японию и Корею.
Фото: dvfu.ru
Университетские горести

В общем, неудивительно, что Русский остров у многих ассоциируется именно с кампусом ДВФУ. Его регулярно нахваливает и президент Путин. Например, в сентябре он рассказал, что при взгляде на университет «испытывает чувство восторга».
Фото: kremlin.ru
«Я думаю, мы приняли правильное решение в ходе подготовки к саммиту АТЭС, построив необходимые здания и сооружения таким образом, чтобы они были пригодны для будущего высшего учебного заведения. И правильно выбрали место его расположения, в конце концов. Нам есть куда развиваться, новая абсолютно площадка. Очень приятно, что университет так быстро, такими темпами набирает обороты», — заявил глава государства.
Владимир Путин, президент России:
Конечно, университетский комплекс действительно впечатляет. Огромные корпуса, развитая инфраструктура — в том числе, рекреационная. Неспроста на университетской набережной в хорошую погоду просто не протолкнуться от отдыхающих. Стоит отметить, что ДВФУ — единственный приморский вуз, у которого не возникло проблем с переходом на дистанционное обучение в этом году. Кроме того, это единственный дальневосточный вуз в списке Forbes — тоже кое-что да значит.


На видео присутствует экс-губернатор Приморья Владимир Миклушевский и бывший ректор ДВФУ Сергей Иванец. Миклушевский стал первым ректором ДВФУ – перед тем, как занять губернаторский пост. Он покинул Приморье в 2017 году с огромным антирейтингом. Большую часть его команду осудили по разным статья. Сергея Иванца в 2019 году осудили на семь лет за превышение полномочий. Дело рассматривалось в военном суде и шло в закрытом режиме из-за сведений, содержащих гостайну.

Однако назвать кампус студенческим раем можно с большой натяжкой. В общежитиях уже много лет возникают проблемы с водой, внутренняя логистика оставляет желать лучшего — корпуса и общежития разбросаны далеко друг от друга, 60% входов в здания закрыты со времен саммита АТЭС. Погодные условия — вообще отдельная история: в холодное время года морской ветер едва ли не сбивает с ног. Можно вспомнить и приходящее в упадок благоустройство кампуса: большинство искусственных озер и проток давно поросли тиной, газоны облысели, асфальт истрепался… Однако это все, в общем-то, бытовые неудобства — в конце концов, ДВФУ действительно превосходит многие российские вузы. Настоящей проблемой университета является фактический провал программы развития кампуса.
Дело в том, что все имеющиеся здания являются лишь первой очередью строительства. О скором возведении второй очереди кампуса говорят с 2013 года — эти планы озвучивает как руководство вуза, так и приморские власти. Сроки строительства все время сдвигаются: сначала на 2020 год, потом на 2025, теперь — на 2036. Список объектов второй очереди, в свою очередь, только растет. Туда, помимо учебных корпусов, уже входят бассейн, трасса для горных велосипедов, церковь и многое другое. Реалистичными эти планы можно назвать с большой натяжкой. Все упирается в деньги. Еще в 2014 году, до кризиса, необходимую для строительства сумму оценивали в 36 миллиардов рублей. Сейчас денег потребуется куда больше.
Предполагалось, что финансировать вторую очередь будут за счет продажи исторических зданий, оставшихся от объединенных университетов – ДВГУ и ДВГТУ. Однако за прошедшие семь лет удалось реализовать лишь несколько зданий. Часть корпусов попросту снесли.
Фото: dvfu.ru
Фото: Правительство Приморского края / Дарья Тонких
Историческое здание политена, построенное в 1910-х годах, в 2014 году продали компании «Нико Бункер». Она обанкротилась, уничтожила всю внутреннюю отделку бывшего вуза — и исчезла. В ноябре исторический корпус снова продали, на этот раз бизнесмену Станиславу Чирееву. Остальные корпуса до сих пор находятся на консервации. Университет каждый год тратит огромные деньги на содержание пустующих помещений, а также на их охрану.
Восточный экономический форум

Со времен саммита АТЭС российские власти не отпускает навязчивая идея превратить Русский в экономический центр Приморья. Сложно сказать, насколько остров с почти отсутствующей инфраструктурой подходит для этой цели. По большому счету, цивилизация там заканчивается в самом начале острова, возле краевого Океанариума (а чуть дальше заканчивается нормальная дорога). Однако вкладываются в реализацию данной задумки действительно серьезно. Ключевым проектом здесь, конечно, является Восточный экономический форум. ВЭФ, каждый сентябрь проходящий в стенах ДВФУ, позиционируется как важнейшее событие в экономической жизни Дальнего Востока. Там заключаются многомиллиардные инвестиционные соглашения, обсуждаются острые вопросы мировой политики. Регионы Дальнего Востока ежегодно тратят миллионы на обустройство «Улицы Дальнего Востока» — павильонов, рекламирующих субъекты ДФО.
Однако к самому мероприятию имеется масса претензий. Во-первых, не очень понятен реальный выхлоп от заключаемых там договоренностей. Многие из них являются соглашениями о намерениях — то есть ни к чему не обязывающими документами, в которых фигурируют большие суммы. Во-вторых, часть проектов попросту «притягивают» к началу форума. Например, в прошлом году Владимир Путин по телемосту «открыл» новый терминал аэропорта в Хабаровске. Президент дал команду «Вперед!», а на том конце нажали на символическую кнопку запуска. В ходе форума каждый год таким образом открывают самые разные производства. Совершенно очевидно, что эти предприятия и так бы начали свою работу, без всяких ВЭФ. Резонно ли ради этого тратить огромные средства на проведения форума — большой вопрос.
Фото: Екатерина Лазарева
Максим Кривелевич, экономист:
Конечно, основной эффект от форума, прежде всего, рекламный. Это такой дорогостоящий пиар регионов Дальнего Востока и их потенциала. Другое дело, что он не особо сказывается на качестве жизни людей. Будем честными: если бы все участники форума просто собрались в одном помещении, быстро бы подписали все договоры и разошлись, эффект был бы тот же. А затрат — куда меньше.
Максим Кривелевич считает, что подготовка к форуму давно стала излюбленной статьей расходов у дальневосточных чиновников. Каждый год на информационное сопровождение и обслуживание ВЭФ тратятся огромные суммы. Прекрасной иллюстрацией является прошлогодний конфуз с буклетами от Минпромторга. К форуму ведомство изготовило множество сувенирной продукции, где вместо Русского моста был изображен вантовый мост в Бангкоке. Изображение взяли из бесплатного стока и не перепроверили. Все изделия пришлось в срочном порядке перепечатывать. Все это, само собой, требует затрат из бюджета. На фоне затяжного экономического кризиса подобные эксцессы вызывают лишь возмущение.
Фото: Екатерина Лазарева
Оффшор, который никто не заметил

Впрочем, куда более экстравагантной затеей стало создание на Русском острове оффшора. Их в России всего два — еще один находится в Калининградской области. Предполагалось, что этот инструмент поможет российским компаниям, попавшим под санкции, однако проект не заладился. В Калининграде на сегодняшний день зарегистрировано уже тридцать резидентов. Во Владивостоке — всего два. Первый — это компания ключевого акционера банка «Восточный» Артема Аветисяна, «Финвижн Холдингс». Фирма зарегистрировалась в оффшоре почти сразу после его создания, в 2018 году. Вторым резидентом является компания «Доналинк», принадлежащая миллиардеру Андрею Мельниченко. Результат крайне слабый — при том, что при открытии оффшорную зону активно пиарили в Минвостокразвития и полпредстве. В прошлом году вице-премьер Юрий Трутнев открыто заявил: оффшор на Русском острове ничего не дал экономике ДФО.


Артем Аветисян
Андрей Мельниченко
minvr.gov.ru
Причин такого положения вещей несколько. Прежде всего, российский закон об оффшорах несовершенен и не устраивает многих бизнесменов. Кроме того, для привлекательности таких зон требуется доверие к налоговой и правоохранительной системам, а с этим у России тоже есть проблемы. Однако не менее важным является банальная неподготовленность острова к переезду компаний. Тот же «Финвижн Холдингс» столкнулся с тем, что на Русском в принципе нет офисных помещений.

Считаю, что новый налоговый режим не принес преимуществ региону. Лучше было бы создать на базе созданного закона эффективный конкурентный механизм. Для этого мы уже проанализировали работу всех крупнейших мировых финансовых центров по основным направлениям деятельности.
Юрий Трутнев,
полномочный представитель президента Российской Федерации в ДФО:
При этом от идеи оффшора пока не готовы отказаться. В этом году правительство России подготовило распоряжение по модернизации этой налоговой зоны. Резидентам обещают льготную ставку налога на дивиденды. Заработать эта мера должна следующей весной. Поможет ли эта мера реанимировать проект островного оффшора, сказать сложно.


Технологии будущего
из восьмидесятых
Еще одно направление, которое много лет обещают развивать на Русском острове — это наука. Оно и понятно: прямо под боком находится ДВФУ, в котором работает множество талантливых ученых. Обеспечь их современным оборудованием — и дело пойдет!


Фото: kcsni.nrcki.ru
В руководстве страны не просто так загорелись идеей синхротрона. Создание высокотехнологичного кластера (или научного, или медицинского) на Русском острове обсуждается давно. Наиболее обсуждаемым проектом является создание центра ядерной и протонной медицины. Его будет строить или «Ростех», или японская корпорация «Хокуто» — этого инвестора активно «окучивало» недавно упраздненное Агентство по привлечению инвестиций. База для центра есть: на территории кампуса ДВФУ давно работает медицинский центр, один из самых современных во Владивостоке. Предполагается, что с помощью новейшего оборудования местные врачи смогут эффективнее бороться со сложными заболеваниями — включая рак.


Будущее этого проекта, как и многих других, пока туманно. С одной стороны, оборудование для центра ядерной медицины уже закупили — это 53 тонны различных аппаратов, включая циклотрон. Уже два года они хранятся в Приморье на временном складе. С другой стороны, какого-то прогресса в строительстве центра пока не наблюдается. Его обещали построить в течение пяти лет, однако время, судя по всему, внесло свои коррективы. Думается, коронакризис сдвинул сроки открытия центра еще больше.


На этом моменте планы обустройства Русского плавно перетекают в фантастическую плоскость. Прошлым летом президент Путин подписал указ о строительстве на острове синхротрона. Это огромный ускоритель частиц, который используется как в науке, так и в высокотехнологичных производствах. У приморцев эта идея вызвала, мягко говоря, оторопь — однако вслед за указом посыпались многочисленные официальные заявления, что говорило о серьезности намерений.



Дьявол, как всегда, кроется в деталях. Дело в том, что синхротрон на Русском хотят установить вполне конкретный. Речь идет о разработке Курчатовского института, датируемой еще восьмидесятыми годами прошлого века. Это чудо зеленоградской научной мысли в свое время не успели достроить из-за развала страны: деньги попросту кончились. Долгие годы проект был законсервирован, потом его постепенно довели до ума. Сейчас же эту разработку, по нынешним меркам устаревшую на годы, если не на десятилетия, хотят разобрать и привезти через всю страну в Приморье. Ее, конечно, обещают модернизировать — за 138 миллиардов рублей. Однако будущее данного проекта все еще туманно.
Два одиноких купола
На Русском пытались развивать и культурное направление — не менее безуспешно. Надгробием этим начинаниям служит каркас «инновационного культурного центра», который планировали возвести недалеко от ДВФУ. Поручил реализовать проект сам Владимир Путин.
Прошлой осенью краевые власти решили законсервировать объект. На эти цели из бюджета выделили 7 миллионов рублей. В этом году недостроенном центре снова вспомнили. Нынешние приморские власти обещают сдать многострадальный объект в следующем году. Не очень понятно, получится ли: деревянный каркас за 7 лет порядком износился — учитывая сложные погодные условия на острове. Возможно, целесообразнее будет все снести и построить заново.
Фото: primorsky.ru
Сдать объект должны были еще в 2016 году — однако по сей день на месте центра стоят два одиноких купола. При том, что деньг на строительство не жалели: только в 2018 году краевой бюджет выделил 235 миллионов рублей. Каждый год федеральные чиновники приезжают на объект с проверкой, однако делу это не помогает. Даже увольнение в 2017 году ответственного вице-губернатора не помогло ускорить процесс. К настоящему времени стройку практически забросили.
Есть ли перспективы?

Думается, это далеко не последние провальные проекты, которые попытаются реализовать на Русском острове. Учитывая, сколько внимания уделяют этой территории федеральные власти, попыток развить ее будет еще немало. Совсем недавно президент утвердил Концепцию развития Русского острова — а значит, отступаться от взятого курса никто не намерен.


Проблема с дорогами — это отдельная история. Много лет владивостокская мэрия с трудом латает даже грунтовки на острове. Чего уж говорить о строительстве новых асфальтированных дорог! Причиной такого положения дел стал длительный конфликт с военными. Дело в том, что до саммита Русский практически полностью принадлежал Минобороны. Там до сих пор располагается несколько секретных военных объектов. При подготовке к саммиту военные отдали городу часть территории, чтобы построить там гражданскую инфраструктуру. А вот потом начались проблемы.


Фото: primorsky.ru
Проблема в том, что за последние 8 лет власти не смогли сделать, казалось бы, элементарные вещи для обустройства Русского — проложить дороги и наладить инфраструктуру. Все это наглядно продемонстрировал недавний ледяной циклон. Из-за обвалившихся на провода деревьев остров остался без света. Полностью электричество вернулось лишь спустя почти две недели.


Фото: primorsky.ru
Например, в некоторых участках городу выделили только территорию дороги. Сходишь на обочину — начинается территория Минобороны. Чтобы подлатать трассу, технике неизбежно придется заезжать на земли военных, а этот момент нужно обязательно согласовать. Военные годами получают письма от мэрии — и благополучно их игнорируют. Без какой-либо ответственности. Это тянется годами: сменяются губернаторы и мэры, а вопрос так и висит в воздухе.

Если за столько лет чиновники не смогли разобраться даже с такой проблемой, смогут ли они построить синхротрон или создать оффшор?
Left
Right
Left
Right
Left
Right
Left
Right
Left
Right
Left
Right