Чай переходит в онлайн
За последние несколько лет в России принципиально изменилось понятие чаевых – финансовую благодарность стали получать представители новых профессий, а для перевода денег на рынке появился широкий выбор сервисов. «ФедералПресс» изучил, что представляет собой этот рынок сегодня и в каких регионах живут самые щедрые клиенты сферы обслуживания.
Время двойной щедрости
Средний размер чаевых в России по итогам 2022 года вырос на 14% и составил 287 рублей. Об этом свидетельствуют данные Tinkoff Data, предоставленные по запросу «ФедералПресс» и проанализированные изданием. Речь идет о данных по 50 регионам страны, учитывающих транзакции с карт банка на сервисы «Нетмонет», CloudTips, «СберЧаевые», «ВТБ.Чаевые», «Чачачай», 2tip, Etiquette, «Чаевые Просто».
При этом данные, предоставленные другими участниками рынка, немного отличались. Например, сервис 2tip оценил средний размер чаевых сегодня в 320 рублей, ВТБ – в 319 рублей (по состоянию на март 2023 года, учитывались транзакции с карт ВТБ на сервисы «Нет монет», «Яндекс.Чаевые», CloudTips, «ВТБ.Чаевые»).

При этом необходимо учитывать, что помимо среднего размера транзакции существует и медианный показатель, то есть уровень, ниже и выше которого проходит по 50 % чаевых. Он оказался заметно меньше среднего чека – 212 рублей (Tinkoff Data по итогам 2022 года).

Все опрошенные сервисы отмечают, что размер среднего чека неравномерно распределен по стране. Лидером ожидаемо являются столичные регионы.
«В Москве средняя сумма чаевых за год составила 386 рублей, в Санкт-Петербурге – 301 рубль, в других регионах страны – 235 рублей. Медианная сумма чаевых: в Москве – 226 рублей, в Санкт-Петербурге и остальных регионах – 200 рублей», – рассказали в пресс-службе ВТБ.
2tip отметил активность не только в Москве, но и на Дальнем Востоке, где размер чаевых может достигать 400 рублей. Однако данными в целом по рынку с учетом других брендов это не подтверждается.
Это интерактивная инфографика.
Кликните на интересующую область, чтобы получить больше информации.
По данным Tinkoff Data, с которыми удалось ознакомиться «ФедералПресс», рост среднего размера чаевых наблюдался по всей стране, но был неравномерным. Лидерами стали Алтайский край и Омская область, где показатели стали больше за год на 28,5 % и 28,3 %. А, например, в Краснодарском крае и Ростовской области показатели улучшились всего чуть более, чем на 9%.
Кроме того, размер чаевых в значительной степени зависит от времени года и конкретных праздников. Разница между пиковыми значениями в целом по рынку может превышать 65 %, а у отдельных сервисов — еще больше.
«Всплески действительно есть. В праздничные дни количество чаевых удваивается. А самый ощутимый рост размера чаевых мы видим в некоторых регионах Центральной части России. Наблюдали очень хорошие показатели 14 февраля и 8 марта», — рассказали в 2tip.
По данным ВТБ, средний чек 14 февраля 2023 года составил 381 рубль, в День защитника Отечества — 403 рубля, а 8 Марта вырос до 465 рублей.
«Отмечен тренд на увеличение средней суммы вознаграждения в период праздничных дней февраля-марта», — делают вывод в банке.
Согласно данным Tinkoff Data, есть и периоды спада — в январе, сразу по окончании новогодних праздников, чаевых дают меньше всего в году.
Это интерактивная инфографика.
Кликните на интересующую область, чтобы получить больше информации.
Известно также, что в 2021 году специалисты ВТБ оценивали общий объем чаевых по стране в 100 миллиардов рублей и прогнозировали рост этого показателя в 2,5 раза к 2025 году. Более свежие данные в банке предоставить «ФедералПресс» не смогли, объяснив это распространением за прошедший год системы быстрых платежей (СБП), что значительно затрудняет подсчет. Другие опрошенные изданием участники рынка также не смогли назвать актуальную сумму.
Официанты больше не главные
Активизация оплаты чаевых в России подтверждается и социологическими исследованиями. Согласно результатам опроса Superjob, сегодня в заведениях общепита дополнительное поощрение официанту всегда дают 33 % посетителей, в то время как год назад их было 26 %. Еще 39 % дают чаевые время от времени — столько же, как и в 2022 году.
Общепит остается лидером по подобным переводам, но далеко не единственной сферой, где они практикуются. Сегодня 15 % гостей всегда оставляют чаевые в парикмахерской и салоне красоты, 12 % — в такси, по 11 % — автомойщикам, автозаправщикам и курьерам, 8 % — в гостиницах и отелях. Данные опросов того же ресурса прошлых лет свидетельствуют, что таксисты и курьеры пережили бум финансовой благодарности в разгар пандемии в 2020 году, когда деньги сверх счета им всегда оставляли соответственно 24% и 23 % клиентов, после чего показатели заметно упали.

При этом ресторанная сфера не является лидером по среднему чеку в чаевых. По состоянию на декабрь несомненных лидером по этой категории проходили донаты, а из сферы обслуживания общепит обгоняли салоны красоты, рассказали в CloudTips.
Сервисы спасли персонал
Обслуживающий персонал сегодня все активнее переходит на электронные средства приема чаевых. Их развитие на отечественном рынке началось примерно в 2019 году, а год спустя на фоне пандемии они стали переживать бурный рост, рассказали в пресс-службе CloudTips (входит в группу Cloud).Таким образом люди могли избегать телесного контакта и поддерживать курьеров, роль которых в общественной жизни в тот период заметно возросла.
Подобные системы позволяют переводить средства с помощью QR-кода и взимает за это комиссию, как правило, около 5 %, у некоторых сервисов ее размер может отличаться в зависимости как от суммы перевода, так и от банка, к которому привязана карта клиента.

Сегодня в России работает уже около десятка таких брендов. Ресторанный обозреватель Мария Русскова рассказала, что именно внедрение онлайн-сервисов помогло сохранить и даже увеличить размер чаевых в условиях массового перехода на безналичные платежи (по данным ЦБ РФ, их доля по итогам 2022 года составляет уже больше 78% всех оплат).
«Не могу сказать, что люди стали больше экономить на чаевых или наоборот — оставлять их больше. Мне кажется, что было некое снижение показателей: до появления удобных сервисов с переводами и с исчезновением наличных. В этом случае приходилось действовать так: спрашивать у официанта, можно ли ему/ей что-то куда-то перевести — это всегда неловко было как-то что ли, потому что чаевые — момент деликатный», — отмечает она.
Впрочем, как уточнили в CloudTips, хотя в ресторанах и салонах красоты больше половины чаевых приходится на электронные чаевые, в кафе и кафетериях больше 50 % все еще приходится на наличность.
Деньги достаются не всем
Как рассказала исполнительный директор Сибирской ассоциации гостеприимства Ирина Максимова, общепринятым размером чаевых в заведениях питания считается 10 % от счета. Однако платят их неравномерно по всем заведениям — как правило, за ужины и корпоративные мероприятия в ресторанах премиум-сегмента такие правила соблюдаются, а в закусочных или за бизнес-ланчи чаевые не платят практически никогда. При этом по оценке Марии Руссковой, для многих работников сферы подобная финансовая благодарность является существенной частью заработка.
«Раньше чаевые точно были львиной долей дохода официанта, потому что в сфере гостеприимства в целом ставки не очень высокие. Сейчас эта тенденция сохраняется, но все зависит от заведения: в ресторанах премиум-сегмента и зарплаты у персонала соответствующие. Это уже тот случай, когда ты не «просто официант», это настоящая работа», — отмечает она.
Впрочем, по мнению Ирины Максимовой, кадровый вопрос для ресторанной сферы хоть и является острым, от размера чаевых он зависит в небольшой степени.
«Сегодня дефицит кадров в первую очередь испытывают больше всего в самых простых заведениях — закусочные, бюджетные кафе, столовые. Как раз там, где не платят чаевые. Но проблема здесь не в их наличии или отсутствии, а в банальной демографической яме. Насколько я видела статистику, за последние 5 лет в стране на 5,3 миллиона снизилась численность работоспособного населения. Общественное питание — тяжелый труд, и он в глазах молодежи не престижен. Сильно никто не рвется работать, многие рассматривают это как подработку на короткий жизненный этап, например, студенты», — поделилась исполнительный директор Сибирской ассоциации гостепримства.
Впереди новые трудности
Развитие системы онлайн-чаевых в России было неравномерным. Даже в период всплеска активности в 2020–21 годах на фоне пандемии, когда главными получателями денег становились курьеры, по отдельным отраслям наблюдался спад — в первую очередь это закрывшиеся рестораны и салоны красоты, рассказали в CloudTips.
Второй удар рынок получил в первой половине 2022 года после ухода Apple Pay и Google Pay — на них приходилось до 75 % всех переводов указанного сервиса. Тогда резко сократились показатели конверсии. Выходом стали сохраненная карта, Yandex Pay, Tinkoff Pay. На данный момент участники рынка говорят о восстановлении позиций — как по показателям конверсии, так и по удобству для клиентов — оставлять чаевые картой сегодня можно так же быстро, как в период работы с ушедшими иностранными брендами. Кроме того, появилась возможность отправлять чаевые через СБП. Тем не менее, еще не все технологические вопросы решены.
«Еще есть много технических ограничений, связанных с ПО, которое стоит в заведениях — не со всеми получается просто интегрироваться. Но мы сразу стали развиваться для сложных интеграций с сервисами, поэтому много проблем получается избежать», — резюмировали в пресс-службе CloudTips.
Подготовка текста и инфографика: Станислав Казаченко
Дизайн и верстка: Егор Морозов
Фото: «ФедералПресс», unsplash.com
Дата публикации: 11 августа 2023 года