Спецпроект
Метрополитены России
Как будут достраивать метро в регионах
В ряде российских городов в 2021 году будут расконсервированы проекты по строительству или достройке метрополитенов. Власти рассматривают переспективы достройки и развития метро в Красноярске, Челябинске, Омске, Казани, Екатеринбурге и Новосибирске. Большинство из них подразумевает комбинированный вариант: интеграцию метрополитенов с трамвайной сетью. Какая судьба ждет подземку в российских городах – в спецпроекте «ФедералПресс».
Вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что развивать метрополитен необходимо в крупнейших городах, где есть большой пассажиропоток. В остальных городах-миллионниках целесообразнее прокладывать трамвайные линии. Так, например, впроекте продления линии в Челябинске указано, что в метрополитен будет интегрирован трамвай. В Омске обсуждают переформатирование имеющейся инфраструктуры и поворот к легкорельсовому транспорту.
Новосибирск
Строительство новой станции метро в регионе завершится уже к середине 2022 года
Власти Новосибирска заключили контракт с компанией ООО «Спецтрансстрой» на финальный этап строительства станции метро «Спортивная». Стоимость работ – 631,2 млн рублей, сообщили в территориальном управлении автодорог региона.

Компании предстоит выполнить пуско-наладочные работы и благоустройство, завершив работы до 30 июня 2022 года. Саму станцию планируют сдать в эксплуатацию 1 сентября. Строительство финансируется из муниципального и регионального бюджетов. «Спецтрансстрой» оказался единственным участником аукциона, поэтому торги признали несостоявшимися.
Стоимость работ по строительству новой станции метро составит 631,2 млн рублей
Новосибирское ООО «Спецтрансстрой» на 50 % принадлежит Сергею Дмухе, на 25 % – муниципальному предприятию «Метро мир». По информации Basis Seldon, в 2020 году ООО заработало 1,5 млрд рублей, а чистая прибыль составила 13,5 млн рублей. Компания строит станцию с июня 2019 года, сейчас реализуется третий этап. Работы идут на действующем участке метро без остановки поездов, по ночам. Застройщик в данный момент утепляет и изолирует вентилируемый фасад, монтирует вентиляцию, канализацию, эскалаторы, систему электроснабжения, доделывает кровлю, платформы, подвесной потолок и завершает отделку технических помещений.
В столице Сибири продление Дзержинской линии метро оценивается в 25,3 миллиарда рублей. Под продлением подразумевается строительство двух станций и ветки в метродепо. Об этом рассказали в администрации города.

«Проектом на продление Дзержинской линии новосибирского метрополитена от станции «Золотая Нива» предусмотрено строительство двух станций – «Гусинобродская» и «Молодежная», а также строительство ветки в метродепо «Волочаевское», – рассказали в мэрии изданию «ТАСС».
Стоимость продления новосибирской линии метро оценили в 25,3 млрд рублей
В администрации муниципалитета добавили, что на продление Дзержинской линии понадобятся средства федерального бюджета и привлечение инфраструктурных кредитов.

Напомним, последнюю станцию новосибирского метрополитена «Золотая нива» сдали в эксплуатацию уже более 10 лет назад. В сентябре 2021 года вице-премьер России Марат Хуснуллин утверждал, что вопрос продления новосибирского метро обсуждается властями.
Нижний Новгород
Новую станцию нижегородского метрополитена начнут строить весной
«Площадь Свободы– это стартовый котлован, придется ее буквально вскрыть. Мы постараемся сохранить минимальное движение на площади. Мы предполагаем, что на станции «Сенной» также будет проектироваться и в перспективе будет построен крупный транспортно-пересадочный узел, чтобы приехать на метро и пересесть на трамвай или автобус», – пояснил Сергей Морозов в интервью телекомпании «Волга».

В данное время власти региона ждут, что им одобрят финансирование, после чего можно будет начинать строительство. Ориентировочно это произойдет в апреле или мае текущего года.
На развитие линий метрополитена в Нижнем Новгороде будет направлено 35,6 млрд рублей.
На развитие линий метрополитена будет направлено 35,6 млрд рублей. В качестве исполнителя выступит компания «Моспроект-3». Метро продлят до станции «Сенная». По техзаданию работы должны быть выполнены до конца 2025 года. Кроме «Сенной» нужно предусмотреть промежуточную станцию с названием «Площадь Свободы» или «Оперный театр».

«Сенная» позволит сформировать крупный транспортно-пересадочный узел в нагорной части города: станция метрополитена, автостанция и канатная дорога на Бор, рядом — линия трамвая и выход на две крупные городские магистрали», – говорил ранее о строительстве станции губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. На сайте госзакупок было опубликовано объявление о поиске подрядчика. Изначально конкурс должны были провести 2 декабря, однако поступила всего одна заявка – от АО «Научно-исследовательский и проектный институт гражданского строительства, благоустройства и городского дизайна «Моспроект-3». Этот подрядчик предложил сумму на 3 млн рублей меньше заявленной изначально – 35,581 млрд рублей.
Челябинск
Линию метротрама хотят продлить до ЮУрГУ
В схеме, опубликованной на сайте горадминистрации, появилась новая станция на улице Лесопарковой, возле Южно-Уральского государственного университета. Согласно проекту, тоннель до нее пройдет по проспекту Ленина – от Свердловского проспекта до конечной троллейбусной остановки.

«Публичные слушания пройдут 24 февраля. На них будут рассмотрены документы о размещении объекта метрополитена с интеграцией в трамвайную сеть всех районов города», – указано в постановлении на сайте администрации Челябинска.
Вице-премьер России Марат Хуснуллин напомнил, что строительство метротрама – это дорогая альтернатива техногенной катастрофе в Челябинске.
«Если метро в Челябинске не построить, надо будет 10 миллиардов [чтобы] его закопать, чтобы не было техногенной катастрофы. Я сам лично сходил, посмотрел, спустился в эту шахту и сказал, что да – надо достраивать», – сказал Марат Хуснуллин. Вице-премьер отметил, что достраивать челябинское метро дорого, но необходимо. При этом в новых проектах по России лучше развивать рельсовый наземный транспорт, так как это более выгодное решение, считает он.

«Важное то, что курирующий инфраструктурные проекты чиновник в очередной раз подтвердил актуальность и востребованность проектов, в которых заинтересована Челябинская область. Такие сигналы сверху дают понимание, что все идет планово», – прокомментировал «ФедералПресс» челябинский политолог Александр Мельников. Он отметил, что о дополнительных перспективах Челябинской области может говорить и продление трассы М 12, о котором также шла речь на парламентском часе сегодня. Челябинск может стать одним из узлов этой огромный транспортный магистрали.
Екатеринбург
В проекте бюджета Екатеринбурга на следующий год не будет расходов на строительство второй ветки метро
На этой неделе дума Екатеринбурга приняла положение об особенностях продажи принадлежащих муниципалитету акций. Сейчас мэрия контролирует более 29 % акций ЕМБ.

Вице-мэр Андрей Корюков сообщил, что в целом размер доходной части бюджета превысит 50 млрд рублей, дефицит составит 1,6–1,7 миллиарда. Не менее двух миллиардов планируется потратить на общественный транспорт, при этом его передача в концессию в бюджете не отражена. Кроме того, приостановлены работы по проектированию метро, при этом Корюков не исключил, что в дальнейшем вторая ветка вместо ВИЗа может быть направлена на Юго-Запад, в Солнечный или Новокольцовский.
«Федеральный бюджет нас ориентирует на наземный транспорт, и основной упор мы делаем на трамвай», – сказал вице-мэр Екатеринбурга
В частности, уже в октябре начнется строительство трамвайной ветки в Академический, в следующем году Свердловская область получит инфраструктурный кредит на ветку в Солнечный. Мэрия изучает возможность строительства трамвайных линий в Березовский и Новокольцовский.

«ФедералПресс» напоминает, что ранее власти Екатеринбурга вышли на финальную стадию подготовки концессионного соглашения о передаче инвестору трамвайной сети.
Казань
Вторую линию метро в Казани планируют открыть через пять лет
Жителям столицы Татарстана рассказали о перспективах строительства новых станций метро. В ближайшие четыре года в Казани будут открыты четыре новых станции.

«Жители Казани могут выбрать названия станций метрополитена второй линии. Первый участок включает четыре станции. На данный момент у них рабочие названия: «Улица Юлиуса Фучика», «10-ый микрорайон», «100-летие ТАССР» и «Академика Сахарова», – сообщается в телеграм-канале «Метроэлектротранса».

Горожане могут поучаствовать в голосовании и вместо официальных выбрать другие названия станций: «Кул Гали», «Дубравная», «Академика Завойского», «Научная», «Азино», «Зилант», «Альберта Камалеева», «Яратам» и др. Голосование проходит в телеграм-канале «Метроэлектротранса».

Глава компании Айдар Абдулхаков рассказал о планах развития метрополитена в Казани. Он пояснил, что все четыре планируемых станции могут открыться одновременно. Вторую линию введут в эксплуатацию в 2027 году.
На создание первого участка линии от «Дубравной» до «Меги» будет выделено около 41,1 млрд рублей
Красноярск
Проект метро в Красноярске подорожал с 2020 года
Вынос сетей для строительства метро в Красноярске начнется в первой половине 2022 года. Об этом губернатор края Александр Усс рассказал на пресс-конференции. Сам проект за год подорожал на 19–24 млрд рублей.

«Мы получили положительное заключение экспертизы на проведенные инженерные изыскания. Сейчас в Главгосэкспертизе находится проект «Стартовая котлована». Мы рассчитываем, что положительное заключение на него мы получим в первом квартале будущего года. Предварительная стоимость строительства метро – 89 млрд рублей, мы рассчитываем на получение инфраструктурного федерального кредита на эти цели. Возможность такая есть, так как край является очень устойчивым в финансовом плане», – сообщил Александр Усс.
Стоимость строительства красноярского метро в конце 2020 года оценивали в 65–70 млрд рублей. Это на 27 % меньше, чем сейчас
Фактически власти разрабатывают новый проект метро: изменилась глубина залегания станций, предполагаемый подвижной состав. К примеру, в обновленном проекте само метро будет беспилотным, а станции, за исключением двух, будут находиться на глубине в 25 метров. Это и дешевле, и удобнее для горожан. Ранее предполагалось, что станции будут на глубине 70 метров и более.

Александр Усс уточнил, что, исходя из имеющейся практики, на подготовку нормального проекта метрополитена может уйти до трех лет: от перепроектирования до начала его реализации.